Финансовые санкции также налагаются за правонарушения, предусмотренные в Налоговом кодексе. Налоговое правонарушение финансово-правового характера, подобно всем видам правонарушений, обладает признаком виновности. Отсутствие в деяниях лица, не выполнившего налоговую обязанность, признака вины свидетельствует об отсутствии правонарушения и исключает юридическую ответственность такого лица.
Третий признак налогового правонарушения - вред, причиненный данным деянием.
В зависимости от характера правонарушения могут пострадать либо интересы государства (например, в случае неуплаты налога), либо интересы налогоплательщика (например, в случае взимания с него налога в завышенном размере), либо интересы третьих лиц, являющихся (или даже не являющихся) участниками налоговых отношений (например, обложение налогом лица, которое по своему юридическому статусу не является налогоплательщиком).
Налоговые правонарушения подразделяются на материальные и формальные. Различие между этими двумя видами налоговых правонарушений заключается в характере вреда. Материальные налоговые правонарушения причиняют потерпевшему вполне реальный имущественный вред (например, в виде недополученных государством налогов или, напротив, переплаченных налогоплательщиком сумм). Формальные налоговые правонарушения причиняют вред в виде дезорганизации правопорядка, установленного в сфере налогообложения.
Четвертый признак налогового правонарушения - наличие причинной связи между противоправным деянием и наступившими в результате него вредными последствиями.
Пятый признак налогового правонарушения - наличие юридической ответственности за его совершение (иначе говоря, наказуемость деяния, составляющего содержание правонарушения).
Любая юридическая ответственность характеризуется тремя признаками: а) государственным принуждением; б) отрицательной оценкой правонарушения и его субъекта; в) наличием неблагоприятных для правонарушителя последствий, что и составляет сущность его наказания.
Привлекая налогового правонарушителя к юридической ответственности, государство преследует, как привило, две цели.
Первая - обеспечение уплаты налога. Особенно это характерно для ситуации, когда к ответственности привлекается налогоплательщик, не уплативший налог, уплативший его в размере меньшем, чем это положено, либо нарушивший сроки уплаты. Наказывая такого налогоплательщика, государство одновременно побуждает его выполнять свое налоговое обязательство надлежащим образом.
Вторая цель юридической ответственности в области налоговых правоотношений - наказание правонарушителя, что является средством его воспитания и предупреждения повторных правонарушений.
Конечно же, наказанию подвергается, как правило, налогоплательщик, не выполнивший свое налоговое обязательство. Но возможно привлечение к ответственности и налоговых органов налогоплательщиком по поводу невозврата незаконно взысканного налога.
Привлечение виновного к юридической ответственности осуществляется в судебном или во внесудебном порядке. Последний подразделяется на административный и дисциплинарный. Способ привлечения к ответственности во многом зависит от того, кто является правонарушителем, какой орган привлекает его к ответственности и к какому виду ответственности привлекается виновный.
Мерами налогово-правовой ответственности являются пеня и штраф. Мерой административно-правовой ответственности выступает административный штраф. Мерами уголовно-правовой ответственности являются штраф, общественные работы, лишение свободы (в том числе с конфискацией имущества).
Каждое правонарушение имеет свой состав или элементы. Состав налогового правонарушения - это совокупность предусмотренных нормами права элементов, при наличии которых деяние признается налоговым правонарушением, являющимся основанием для применения к виновному мер юридической ответственности.
Элементами налогового правонарушения являются:
субъект правонарушения;
объект правонарушения;
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.