3. Следует обратить внимание на выработку единого подхода в квалификации деяний, связанных с трудовой эксплуатацией. Органами предварительного расследования целесообразно принять меры к повышению качества расследования дел этой категории, особо обращая внимание на обстоятельства, подлежащие доказыванию, связанные с трудовой эксплуатацией. Судам необходимо иметь четкий механизм определения, в каких случаях имеет место торговля людьми с целью трудовой эксплуатации, а в каких мошенничество.
Выше перечисленное позволит реализовать, на новом качественном уровне следующие положения:
1. Потерпевший от торговли людьми с целью трудовой эксплуатации или использования рабского труда, совершивший административное правонарушение в силу обстоятельств, вызванных совершением в отношении него преступления, предусмотренного ст.ст. 181, 181-1 УК освобождается от административной ответственности;
2. На такое лицо распространяется статус жертвы торговли людьми, и оно имеет право на социальную защиту и реабилитацию, которая осуществляются безвозмездно в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 352 от 8 августа 2005 г.;
3. Потерпевший от торговли людьми имеет право на получение "пакета реинтеграционной помощи", который предоставляется различными общественными организациями и МОМ. Если же лицо признано пострадавшим от мошенничества, права на получение такой помощи у него нет.
4. Проанализировав положения международных и национальных правовых актов, определяющих понятие "трудовая эксплуатация", отметим, что в ст. 4 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. закреплена свобода от рабства. Такие положения содержатся в Международном пакте о гражданских и политических правах и в Европейской Конвенции по правам человека. В Конвенции о рабстве от 26 сентября 1926 г. дается определение рабства. В Дополнительной Конвенции об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, от 7 сентября 1956 г. определено также, что относится к институтам и обычаям, сходным с рабством. В международных правовых актах не дается определения "эксплуатации". Подобное является не совсем верным, т.к. индивидуальная трактовка каждым государством позволяет избегать ответственности лицам, занимающимся трудовой эксплуатацией, а также нарушается принцип универсального действия положений, закрепляющих права человека.
5. Характеризуя правовую базу Республики Беларусь по борьбе с трудовой эксплуатацией, отметим, что в Конституции Республики Беларусь отсутствует статья, предусматривающая свободу от рабства. Такие статьи содержатся во Всеобщей декларации прав человека и ратифицированном нашим государством Международном пакте о гражданских и политических правах. Необходимым видится внести изменения в Конституцию Республики Беларусь, дополнив статьей, предусматривающей свободу от рабства.
6. Законом Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. в УК введена ст. 181-1, предусматривающая ответственность за использование рабского труда. Недостатком является отсутствие в ней определения рабского труда. Необходимым видится восполнение этого пробела изложением признаков рабского труда в диспозиции ст. 181-1 УК: "Использование рабского труда, т. е. принуждение лица к труду против его воли или принуждение к обязательному труду, удержание лица в подневольном состоянии с целью погашения им долга, а равно использование труда или услуг лица путем обмана, принуждения, насилия или угрозы насилием…".
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.