К ним относятся указы Президента, постановления и распоряжения Правительства, приказы, инструкции, положения федеральных служб, министерств, акты исполнительных органов субъектов Федерации, местных органов государственной власти, муниципальных и иных негосударственных органов.
Одним из неотъемлемых свойств нормативно-правового акта (законов и подзаконных актов), как элемента системы источников права, является наличие иерархии, которая проявляется в совокупности многообразных взаимных связей, существующих между источниками, расположенными на различных ее уровнях. В частности, наличие в иерархической системе источников российского права двух уровней – федерального и субъектов Федерации значительно усложняют ее строение, а попытки их изолированного развития нарушают конституционное единство правовой системы и российского законодательства.
Одной из проблем иерархизации нормативно-правовых актов как источников современного российского права является нечеткость разграничения сферы регулирования законов и подзаконных актов. Первичное и в достаточной степени детализированное регулирование общественных отношений должно осуществляться на законодательном уровне. Подзаконные акты различного уровня должны приниматься строго на основании и в соответствии с законом и, по общему правилу, выполнять правоконкретизирующую функцию.
В научной юридической литературе по поводу особенностей предмета правового регулирования закона как одного из его отличительных признаков обычно указывается на то, что он регулирует «наиболее важные общественные отношения» или что он принимается высшим законодательным органом «по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни» и т.д.
Основная проблема, однако, заключается в том, что понимается под этим «наиболее важными» вопросами. Какой смысл вкладывается в них и по какому критерию проводится различие между «важнейшими» и обычными вопросами и общественными отношениями. Иными словами, как проводится грань между отношениями, которые должны быть урегулированы с помощью норм, содержащихся в законах, и отношениями, которые должны быть опосредованы с помощью норм, содержащихся в иных нормативно-правовых актах.
От того, насколько четко и профессионально решаются данные вопросы, напрямую зависит качество правовой системы. В настоящее время в России, как справедливо отмечается в литературе, «количественное увеличение законов привело к чрезмерной поспешности в их принятии, к снижению качества принимаемых законов». А, кроме того, невнимание законодателя к вопросам установления соотношения закона с другими нормативно-правовыми актами отрицательно отразилось на всей системе нормативного регулирования, привело «не к взаимодействию, а к соперничеству и необоснованной конфронтации правотворческих органов».
В силу этого предмет регулирования закона, «поиском» которого в настоящее время заняты многие ученые-юристы, нуждается в четком императивном определении и законодательном определении.
Причем, если одни авторы настаивают на конституционном закреплении вопросов, относящихся исключительно к предмету регулирования законов, то другие предлагают ограничиться определением в специальном законе, типа Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации», необходимость принятия которого давно назрела.
Важность четкого определения и законодательного закрепления круга вопросов, подлежащих исключительному регулированию законами не подвергается сомнению, т.к. от этого в значительной степени зависит стройность, упорядоченность и эффективность все национальной правовой системы.
Определенную роль в качестве источников российского права играют также нормативно-правовой договор. Такие нормативные договоры могут быть как международного, так и внутригосударственного характера.
С точки зрения его способности выступать в качестве источника российского или иного права, нормативный договор, как правило, противопоставляют «частному», «индивидуальному» договору.
Некоторые авторы, занимающихся договорной проблематикой, в связи с этим верно подмечают, что «отечественная юридическая наука до сих пор не выработала адекватного определения нормативного договора» и что «учебная литература ограничивается только упоминанием о вхождении в российскую практику данного источника». В настоящее время нормативно-правовые договоры, как и все иные виды договоров, рассматриваются в основном в пределах отдельных отраслей права. За редким исключением – в рамках общей теории права.
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.