На сегодняшний день в России отсутствует комплексное монографическое исследование правовых проблем содействия трудовой занятости в период становления развитых рыночных отношений, выполненное с учетом сегодняшних политических и социально-экономических реалий, последних достижений отечественной и зарубежной науки и на базе анализа имеющегося современного законодательства и практики его применения. Это осложняет не только разработку теоретических аспектов правового регулирования именно содействия трудовой занятости (до этого слабо исследованных), и ставит их на новый качественный уровень (по сравнению с предшествующим периодом), иную научную основу. Между тем от выяснения многих теоретических вопросов зависит разработка направлений становления и эффективного функционирования правового механизма и системы содействия трудовой занятости, имеющей целью заключения трудового договора.
В силу многоаспектности проблем правового регулирования содействия трудовой занятости необходимо уделить внимание двум наиболее важным, вопросам: понятие «трудоустройство» и его соотношение с содействием занятости. Для современной юридической науки характерно многообразие точек зрения на понятие «трудоустройство» и многоуровневый подход к его определению.
Первый уровень представлен наиболее широкими трактовками указанного понятия, среди которых одним из самых распространенных является представление о трудоустройстве как о любом процессе устройства на работу, включая и самостоятельное устройство на работу, и с помощью службы занятости, и перевод работника с его согласия в порядке трудоустройства на другую работу у того же работодателя. Более узко трудоустройство понимается как содействие гражданам со стороны уполномоченных органов, как государственных, так и негосударственных, в поиске работы (вида трудовой занятости) и устройстве на нее. При такой трактовке понятия «трудоустройство» в него не включается самостоятельный поиск и устройство гражданина на работу. Третий уровень -это трудоустройство как обязанность работодателя принять в определенных случаях меры к переводу работника на другую работу в пределах своей организации в целях избежание расторжения трудового договора (ч. 2 ст. 72; ч. 3 ст. 73; п. 2, Зет. 81; п. 2ст. 83; ч. 2ст. 84; ч. 1 ст. 375 Трудового кодекса РФ).
Нередко понятием «трудоустройство» охватывается и процесс профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации граждан для получения имеющихся мест работы. Представляется, что включение в понятие трудоустройства мероприятий по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации не совсем верно.
Организация профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан, согласно ст. 15 Закона о занятости, является одним из направлений деятельности органов государственной службы занятости (наряду с оказанием гражданам содействия в поиске работы) и, безусловно, способствует устройству гражданина на работу. Подготовка (переподготовка) работников также может осуществляться и работодателем, исходящим из интересов производства, или в качестве опережающего профессионального обучения предполагаемых к высвобождению работников в соответствии с условиями коллективного договора или соглашения. При осуществлении указанных мер складываются урегулированные нормами права общественные отношения, отличающиеся особенностями содержания и субъектного состава. Хотя, как справедливо отметил П.П. Зуб, указанные отношения направлены на создание условий для трудоустройства и в этом смысле являются сопутствующими отношениями потрудоустройству; необходимо признать, что они, во-первых, самостоятельны и, во-вторых, входят в предмет регулирования различных отраслей права. Например, отношения по профессиональной подготовке, повышению квалификации по направлению службы занятости являются разновидностью отношений, опосредующих реализацию права граждан на образование, и составной частью предмета административного права; отношения по профессиональной ориентации, проводимой негосударственной организацией, основаны на договоре о возмездном оказании услуг, и их необходимо относить к предмету регулирования отрасли гражданского права. Поэтому правильнее говорить не о включении профессиональной подготовки и переподготовки в понятие трудоустройства, а о переплетении указанных мер по содействию занятости.
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.