Государственное регулирование занятости и трудоустройства осуществлялось и раньше, но с принятием Закона « О занятости» оно было усилено, поскольку у нас появилась безработица, которой не было с 1930 года. Рыночная экономика создала безработицу и необходимость содействовать безработным в трудоустройстве.
Безработица - постоянное явление в странах с рыночной экономикой. Ее масштабы могут быть больше или меньше в различные годы. Тем не менее, безработица всегда является причиной возникновения различного рода массовых негативных общественных явлений - обнищания граждан, потери ими их социального статуса.
Массы людей лишаются необходимых средств к существованию, привычного образа жизни, возможности проявлять свои способности в труде, переносят психологический стресс, постоянно испытывают душевный дискомфорт, справедливо относя себя к тем, в ком общество не нуждается.
По мере роста масштабов безработицы в обществе нагнетается напряженность: проявляется массовое недовольство, проходят акции протеста, реализуются иные формы противостояния, растет преступность. Вместе с тем происходит люмпенизация наиболее отсталой и обездоленной части населения, всегда готовой на любые, самые, казалось бы, невероятные поступки, пагубно влияющие на общество.
В настоящее время Россия относится к группе стран с высокой безработицей. Т.Я. Четвернина, например, в своей докторской диссертации приводит впечатляющую динамику численности регистрируемых безработных (понятно, она не столь велика) и безработных, выявленных обследованием рабочей силы по методологии МОТ в 1992-2000 г.г. Дистанция огромного размера. Но самое главное, в России преобладает социальный подход к безработице, что было характерно для развитых стран в начале XX века. Безработица воспринимается как неизбежное зло, а не как результат неэффективного функционирования экономики, и рассматривается в контексте социальной политики и социальной помощи населению. Другими словами, экономические издержки безработицы отодвинуты на второй план, а соответствую ищи государственная политика сконцентрирована только на регистрируемых безработных.
Джиоев С.Х. в своей докторской диссертации указывает, что увеличение безработицы сохраняется и в ближайшее время. Особенно она велика на Северном Кавказе, где согласно данным указанной Концепции уровень обшей и регистрируемой безработицы превышает средний показатель по России в 1,5-3 раза.
Существенная проблема занятости будет прослеживаться после 2005 г., когда в трудоспособный возраст начнет входить поколение граждан, родившихся в период низкой рождаемости 90-х годов, произойдет не только количественное сокращение трудоспособного населения, но и его качественное ухудшение - начало старения экономически активной части населения. По прогнозу Росстата, в середине XXI в. в России будет проживать от 75 до 100 млн. человек (сегодня - 144ДУ.
Не случайно в Концепции реформирования законодательства о занятости населения в РФ, подготовленной к десятилетию со дня введения в действие Закона о занятости, сказано, что последний по существу является «законом о безработице», в котором нет упреждающих финансовых, организационных и социально-экономических мер по предупреждению этого явления. Не подготовлены варианты по трудоустройству и поддержке высвобождаемых. На протяжении всего периода реформ российское государство не ставило своей задачей выработать целостную концепцию регулирования занятости и рынка труда, полагая, что рыночные механизмы успешно справятся с этими функциями.
Еще Всеобщая декларация прав человека, принята ООН в 1948 году в ст. 23 провозгласила, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый ООН в 1966 году, предусматривает полную, продуктивную и свободно избранную занятость. А Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ закрепила обеспечение занятости. Международные нормы вошли в государственную политику российской Федерации в области занятости и право.
Актуальность исследования данной темы выражается в том, что вопросы трудовой занятости, ее содействия и обеспечения входят в число крупных социально-экономических и правовых проблем, требующих скорейшего и эффективного решения в условиях продолжающихся в Российской Федерации рыночных реформ.
Цель написания данной работы - раскрыть правовое регулирование занятости и связанные с ней проблемы в Российской Федерации.
Достижение поставленной цели возможно через решения следующих промежуточных задач исследования.
Объектом исследования выступает правовое регулирование принципа права на труд.
Предметом исследования выступают нормы трудового законодательства регулирующие сферу занятости и практика их применения
Теоретической основой работы являются труды ученых-юристов в области трудового права. В работе были использованы труды С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова, В.Н. Толкуновой, Б. А. Горохова, В.И. Миронова и других.
Степень изученности. В научных работах были затронуты многие проблемные вопросы правового регулирования занятости в Российской Федерации. Однако тема настолько многогранна, что ее исследование нельзя считать исчерпанным - осталось много спорных вопросов, решаемых неоднозначно как в теории, так и на практике; некоторые аспекты темы вообще не подвергались исследованию.
В качестве нормативной основы исследования выступает законодательство Российской Федерации регулирующие занятость населения.
Использованы различные методы научного познания объективной действительности, в том числе формально-логический, исторический, комплексный, экономико-правовой, сравнительного и системного анализа, социологический и т д.
Научно- практическая значимость данной работы. Результаты исследования, выводы и предложения могут быть использованы для изучения курса «Трудовое право России» и подготовки к семинарским занятиям по данному предмету.
Новизна данной работы состоит в том, что в ней впервые проводится полное обобщение научных трудов и публикации в периодических изданиях за последние годы, посвященные занятости населения с учетом внесенных изменений в действующее законодательство.
Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения и библиографии.
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.