Однако, несмотря на то что неформальная занятость может дать некоторые преимущества использующим ее предприятиям и работникам, она является негативным феноменом, который наносит серьезный ущерб. Отсутствие надлежащего оформления занятости ведет к игнорированию работодателями норм трудового права и бесправию работников, отсутствию для них социальных гарантий и правовой защиты. Это означает возможность хищнической эксплуатации рабочей силы за счет высокой интенсивности и чрезмерной продолжительности труда. Это ведет к утрате здоровья работниками, деквалификации рабочей силы, снижению качества трудового потенциала России. Работники неформальной экономики не получают признания, нигде не зарегистрированы, их деятельность ничем не регулируется и они не имеют защиты в соответствии с законодательством ни в трудовой, ни в социальной сфере.
Между тем именно неформально занятые наемные работники попадают в число лиц, нуждающихся в обеспечении минимальных стандартов труда и в социальной защите со стороны государства. Этот вид занятости является основным источником дохода для многих трудящихся женщин, инвалидов, лиц, освобожденных из мест лишения свободы и других граждан в связи с существующей дискриминацией на официальном рынке труда названных категорий.
Кроме того, отсутствие правовой определенности в регламентации отношений занятости негативно сказывается и на работе предприятий, и на обществе в целом. Так, предприятия, пользующиеся услугами субподрядчиков, неохотно вкладывают средства в их подготовку и повышение квалификации. В результате это отражается на качестве работ, растет число несчастных случаев.
Уместно также упомянуть о демографическом старении населения, в результате чего увеличивается экономическая нагрузка на общество: в России, как и во многих странах, численность трудоспособного населения лишь ненамного превышает число пенсионеров, и это превышение быстро сокращается. Все большая доля молодежи, вступающая в трудоспособный возраст, будет обеспечивать не расширенное воспроизводство трудоспособного населения, а возмещение его естественной убыли.
Оплата труда «черным налом» ведет к сокрытию полученных доходов и недополучению социальных и налоговых платежей. Последнее, в свою очередь, ограничивает возможность повышения оплаты труда в бюджетной сфере.
Прокурорские статистические данные свидетельствуют о росте числа выявленных нарушений законов о занятости населения с 1998г. по 2000 г. Однако, начиная с 2001 г., по настоящий период времени их зафиксировано значительно меньше.
Вероятно, эти показатели и послужили причиной того, что с 2002 года данные нарушения законодательства о занятости населения, выявленных органами прокуратуры, в прокурорской статистике не учитываются. Однако это не свидетельствует о снижении внимания прокуроров на факты нарушения законодательства, по которым они также активно принимают меры реагирования.
К числу типичных нарушений законодательства, выявляемых органами прокуратуры, относятся следующие:
нарушение законодательства о трудовой занятости со стороны работодателя, которые принимают на работы безработных без трудовых книжек либо с трудовой книжкой, но без внесения в нее записи о приеме на работу, а также нарушают установленные законом порядок высвобождения работников с предприятий, организаций, учреждений в связи с их ликвидацией и осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников.
нарушений законодательства со стороны безработных: получение пособия обманным путем лицами, скрывающими, что они работают; представление в центры занятости справок с предыдущих мест работы о заработной плате с завышенными показателями.
В ряде регионов территориальные органы Министерства труда и социального развития РФ по вопросам занятости населения центры занятости населения не владеют достаточной информацией о массовом высвобождении граждан с производств, а также о наличии вакансий; располагая сведениями о незаконном получении пособий по безработице, работник центров занятости населения не обращаются с иском в суды об их взыскании, нарушают порядок признания граждан безработными и правила выплаты пособий по безработице.
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.