Материалы по праву » Трудовая эксплуатация » Понятие и содержание трудовой миграции

Понятие и содержание трудовой миграции

Страница 1

Одним из главных условий недопущения трудового рабства является соблюдение установленного законодательством порядка трудовой миграции. Согласно глоссарию терминов в области миграции под трудовой миграцией понимается передвижение людей из своей страны в другую с целью найма на работу [21, с. 77].

Действовавшая в СССР миграционная политика, реализовывалась путем административного регулирования и была направлена на необходимость удовлетворения рабочей силой вновь осваиваемых районов Сибири, Дальнего Востока, богатых природными ресурсами, промышленных новостроек, строительства БАМа, освоения целинных земель. Ориентированная на интересы развития производства, общесоюзного разделения труда, формирование специализации регионов, она, как правило, не учитывала их социально-демографические, национально-территориальные и природные особенности.

Широко применялся организованный набор рабочей силы: сельскохозяйственные переселения, комсомольские призывы, государственное распределение молодых специалистов, окончивших высшие и средние специальные учебные заведения и т.д. Существовали также формы оргнабора, планирование и финансирование которых осуществлялось отдельными предприятиями. В числе выбытия из БССР в 1988 − 1989 гг. набор составил 6,45 и 4,9 тыс. человек соответственно. В 1987 г. было переселено в Амурскую область 2,14 тыс. человек, в 1989 г. − 1,4 тыс. В конце 70-х годов по комсомольским призывам из республики ежегодно уезжало (на всесоюзные стройки) до 1,5 тыс. человек. В 1989 г. их численность снизилась до 350 человек [22].

Население БССР активно участвовало в миграционных процессах, что во многом объясняется особенностями социально-экономического развития республики. По интенсивности межреспубликанской миграции в послевоенном периоде она занимала одно из первых мест среди республик бывшего Советского Союза. В пятидесятые и первой половине шестидесятых годов отрицательное сальдо миграции из республики составило более 1 000 000 человек. Рабочая сила направлялась в Сибирь, на Дальний Восток, Казахстан, Алтай – в центры первоочередного индустриального и сельскохозяйственного освоения. Одновременно миграция способствовала решению проблем занятости населения, поскольку, несмотря на высокие темпы восстановления разрушенного войной народного хозяйства Белоруской ССР, спрос на рабочую силу отставал от ее прироста.

Распад Советского Союза потребовал от республики нового подхода к решению проблем внешней трудовой миграции. Для эффективного управления процессами внешней трудовой миграции, способствующего более масштабному включению граждан Беларуси в увеличивающейся международный поток трудовой миграции, необходимо располагать информацией о потребностях в рабочей силе, свободных рабочих местах в различных странах мира, знать особенности миграционного и трудового законодательства этих стран, национальных рынков труда, условия приема иностранных работников, некоторые национальные, культурные, экономические особенности, касающиеся адаптации трудящихся мигрантов к условиям страны пребывания.

Как известно миграция влечет за собой потери трудового потенциала, поскольку значительная часть мигрантов активное трудоспособное население с высоким уровнем образования. В этой связи, несомненно, актуальным для Республики Беларусь является превращение безвозвратной миграции в возвратную трудовую миграцию. Как свидетельствует мировой опыт, эти процессы принесут значительные экономические выгоды. Безусловно, временная трудовая миграция отвечает интересам принимающей стороны и позволяет решить актуальные проблемы национального рынка труда. При этом наиболее значимыми из них являются следующие:

1. Удовлетворение потребностей в рабочей силе. Можно решить вопрос нехватки сезонной, циклической, региональной, отраслевой или квалификационной рабочей силы;

2. Выгоды от работы, выполняемой рабочими – мигрантами, и воздержание от последующих расходов, связанных с осуществлением общегосударственных мероприятий. Это объясняется меньшими издержками на оплату рабочей силы, благодаря более дешевой квалифицированной иностранной рабочей силе (например, не нужно делать отчислений в фонд социального обеспечения, как это имеет место в случае оплаты труда рабочих, выполняющих работу по контракту). Все вышесказанное повышает эффективность и ускоряет конкурентоспособность экономики принимающей страны;

3. Сокращение нелегальной миграции. Миграцию невозможно остановить при наличии высокого миграционного давления со стороны стран, между которыми существует большая разница в оплате труда, и при наличии прозрачных границ (соседние страны, наличие средств транспорта, туризм и т.д.). В этой ситуации неизбежно будут регистрироваться случаи незаконного пересечения границы. Нелегальная миграция несет в себе опасность эксплуатации иностранного рабочего так как его труд менее оплачиваемый. Давая разрешение на миграцию с целью найма на работу на короткий срок, можно сократить число нелегально нанимаемых на работу и все нежелательные последствия, связанные с этим наймом. Различные формы временной миграции представляют собой средство контроля за миграцией и помогают решить проблемы в стране потенциального оттока населения;

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...

Административно-правовое регулирование реализации права на свободу проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...

Географические, климатические, экономические и социальные условия муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...

Разрешение жилищных споров

Разрешение жилищных споров

В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mitway.ru