1. Дополнить статью 1 Трудового кодекса Республики Беларусь определением "работник-мигрант" следующего содержания: " Работник-мигрант − это иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие вне пределов Республики Беларусь, состоящие в трудовых отношениях с нанимателем на территории Республики Беларусь на основании заключенного трудового договора, прибывший на территорию Республики Беларусь с целью трудоустройства.
2. В понятие внешней трудовой миграции следует включить требование о том, чтобы трудовая деятельность, осуществляемая за границей, была оплачиваемой. На наш взгляд определение трудовой миграции без указания признака оплачиваемой работы делает возможным использовать бесплатный труд рабочих-мигрантов, фактически не нарушая законодательство;
3. Изменить содержание термина "внешняя трудовая миграция" в сторону дозволения субъектам трудовой миграции осуществления трудовой деятельности не только по трудовому договору, но и гражданско-правовому (например, договору подряда);
4. Внести дополнения в Постановление № 832, регулирующие механизм трудоустройства граждан Российской Федерации в Республике Беларусь.
На примере Гомельской области было рассмотрено, что после ужесточения порядка лицензирования деятельности, связанной с трудоустройством граждан за границей, уменьшилось количество организаций, занимающихся этой деятельностью. Существующие же организации занимаются трудоустройством только в Российской Федерации. Вследствие этого, граждане Республики Беларусь вынуждены самостоятельно искать работу за границей (например, в Германии, Украине и т.д.). Указанное обстоятельство создает предпосылки для их трудовой эксплуатации, а также делает трудовую миграцию нерегулируемой.
5. В законодательстве Республики Беларусь содержится требование о квотировании иностранной рабочей силы, хотя на практике оно не применяется. Подобные положения закреплены в законодательстве других государствах (Западная Европы, США). В целом это оправдано. Однако чрезвычайные ограничения, а также меры "по удержанию граждан дома", например, ужесточение пограничного контроля, тщательная проверка лиц, заключающих смешанные браки и т.д. приводят к тому, что люди, желающие уехать за границу с целью трудоустройства, вынуждены мигрировать нелегально. Как следствие, увеличение случаев нелегальной миграции и торговли людьми. За нарушение требований законодательства в области трудовой миграции предусмотрены меры административной и уголовной ответственности. Трудность в исполнении предписаний заключается в том, что нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области миграции, в частности трудовой, разрознены, многие из них относятся к категории ведомственных. В связи с этим считаем необходимым создание Миграционного кодекса Республики Беларусь.
6. В настоящее время единственным органом, призванным осуществлять контроль за реализацией государственной политики в сфере внешней трудовой миграции, является Департамент по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь.
Как представляется, успех в качественном контроле возможен в том случае, если Департаменту по гражданству и миграции будет отведена координационная, контролирующая роль в регулировании миграционных процессов. В целях недопущения нарушений миграционного законодательства, противодействия трудовой эксплуатации и торговли людьми представляется необходимым обеспечить эффективное взаимодействие между Департаментом и государственными органами, в первую очередь, с Министерством иностранных дел, Министерством информации, Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.