В Законе используется термин "трудящийся-мигрант", под которым понимается лицо, которое занималось, занимается или будет заниматься трудовой деятельностью в государстве, гражданином которого оно не является и в котором постоянно не проживает. Подобное определение содержится в Постановлении Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств (далее по тексту – СНГ) "О проекте модельного закона "О деятельности частных агентств занятости"", где сказано, что трудящийся-мигрант − это физическое лицо, которое на законном основании будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой трудовой деятельностью в государстве, гражданином которого оно не является [28].
Внешняя трудовая миграция определена в Законе как добровольный выезд на законном основании граждан, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь, за границу, а также въезд иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих вне пределов Республики Беларусь, на ее территорию для получения работы по трудовому договору (контракту).
Проанализировав понятия, содержащиеся в Законе, можно сделать вывод, что в первом случае трудовая деятельность трудящегося-мигранта трактуется законодателем широко, включает выполнение им работ (оказание услуг) не только по трудовому договору, но и на основании гражданско-правовых договоров. Во втором случае рассматриваемая деятельность охватывает работу исключительно на основании трудового договора [29].
Кроме этого, в ст. 320 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее по тексту – ТК) используется термин "иностранный работник", который, во-первых, отражает все признаки, установленные для определения "трудящийся-мигрант", во-вторых охватывает трудящихся-мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность в установленном порядке, в том числе с учетом требований ст. 323 ТК, определяющую особенности правового регулирования труда трудящихся-мигрантов [30].
Таким образом, во-первых, для того, чтобы провести разграничение с международно-правовым понятием "трудящийся-мигрант" и понятием "иностранный работник" в национальном законодательстве о труде, во-вторых, в целях разграничения правового регулирования труда субъектов внешней трудовой миграции (иностранных граждан и лиц без гражданства) по нормам трудового и гражданского законодательства, в-третьих, для достижения единообразия правовой терминологии, некоторыми учеными-практиками, в частности, О. В. Степановым и С. А. Матусом предлагается:
- дополнить ст. 1 ТК определением "работник-мигрант" следующего содержания: " Работник-мигрант − это иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие вне пределов Республики Беларусь, состоящие в трудовых отношениях с нанимателем на территории Республики Беларусь на основании заключенного трудового договора, прибывший на территорию Республики Беларусь с целью трудоустройства";
- изменить применяемую законодателем трактовку термина "внешняя трудовая миграция" в сторону дозволения субъектам внешней трудовой миграции осуществления трудовой деятельности по трудовому или гражданско-правовому договору, например, по договору подряда.
Возвращаясь к понятию трудовой миграции отметим, что в вышеназванном Постановлении Межпарламентской Ассамблеи СНГ под трудовой миграцией понимается выезд граждан за границу для получения оплачиваемой работы или въезд граждан другого государства для получения оплачиваемой работы на территорию государства, гражданами которого они не являются [29]. Как видим, в определении речь идет только об оплачиваемой работе. Ряд государств СНГ включили это положение в свои национальные законодательства, регулирующие вопросы трудовой миграции.
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.